Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Дата: 8 июня 2021 в 10:38

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Педагог-психолог

                                               Сидорейко С.Ю.

СШ № 17, г. Лида Гродненской обл.

Воспитательное пространство школы способствует созданию благоприятного социально-психологического климата, который предполагает укрепление психологического и психического здоровья учащихся. Одним из направлений деятельности педагогического коллектива является сохранение психического здоровья детей и профилактика суицидального поведения.

Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще всего внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение «потери смысла жизни». Какие же это негативные эмоции, отрицательные эмоциональные состояния, которые приводят человека к психологическому кризису: страдание, отчаяние, страх, аффект, тревога, стресс, депрессия, агрессия, апатия, астения, гнев, негодование, равнодушие. Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решений. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, наблюдается у четверти здоровых подростков. Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Как известно, пик суицидов приходится на подростковый и юношеский возраст. Основные мотивы суицидального поведения подростков:

трагическая история любви, желание привлечь к себе внимание, уйти от трудной ситуации, предательство, разлуки, неразделённое чувство, ревность, ранняя беременность, переживание обиды, одиночества, переживания, связанные с разводом или уходом родителей из семьи, боязнь позора, насмешек и унижения, страх наказания, нежелание извиниться, чувство мести, злобы и протеста, подражание героям книг или фильмов, конфликты с миром взрослых.

Надо отметить, что лишь 10 % подростков и юношей имеют истинное желание покончить жизнь с собой, а в 90 % случаев суицидальное поведение-это крик о помощи. Поэтому, главная задача педагога, психолога в профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних - это услышать этот крик о помощи и научить конструктивным способам выхода из острых кризисных ситуаций. Так как негативные эмоции сопровождают суицид, суицидальную попытку или даже мысль о нем, то мы должны научить детей избавляться, бороться с негативными эмоциями, обучить эффективным способам релаксации. Педагоги-психологи проводят тренинговые занятия с учащимися по формированию умений и навыков бесконфликтного общения, обучают способам снижения тревожности, стрессовых состояний. На родительских собраниях говорят о роли семьи в сохранении психического здоровья детей.

Негативные эмоции - плохие попутчики в жизни человека, вызывают растерянность, разочарование, уныние, тоску, сковывают волю, влияют на самочувствие и поведение человека. Как научиться избавляться от отрицательных эмоций? Существуют эффективные методы по профилактике суицидального поведения:

  1. Комплекс упражнений по выходу из экстремальной ситуации.
  2. Аутотренинг «Первая помощь в острой стрессовой ситуации».
  3. Методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения.
  4. Метод прогрессивной релаксации Э. Джекобсона.
  5. Методика «Глубокое дыхание» для снятия стресса и негативных эмоций.
  6. Антистрессовая релаксация.
  7. Методика «Я учусь переживать неприятные ситуации».
  8. Комплекс упражнений для преодоления негативных эмоциональных состояний

Предупреждение побуждений подростков к суицидальному поведению относится к одной из важных задач родителей, педагогов и психологов.

Как вести себя с суицидальными учащимися в школе?

При контактах с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще  ребенку.
  • Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.)
  • Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других, а затем в курсе школьной программы.
  • Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.

Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формирования, сохранения и развития здорового ребёнка. Для её реализации требуется не только анализ имеющихся теоретических положений и практического опыта по вопросам формирования личности, но и разработка теории и практики вопроса формирования здорового образа жизни как первостепенной задачи сегодняшнего дня. Что предполагает формирование целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и отношений личности к цели обучения - приобретению культуры эффективного поведения для сохранения своего здоровья, в том числе культуры здорового образа жизни. Предотвращение суицидального поведения для учителей и других работников школы является важной задачей, для решения которой необходимо:

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • профилактика здорового образа жизни;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства - токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.,
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Комплекс упражнений для преодоления негативных эмоциональных состояний

Упражнение «Автопортрет»

А) Предложите уч-ся нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Б). Пусть он еще раз опишет портрет, но от лица другого человека (лучше, от лица обидчика). Например, «На этом портрете нарисован человек, который…)

Упражнение «Мои эмоции»

Предложите уч-ся изобразить негативные эмоции, которые он часто испытывает. К примеру, страх, стыд, неуверенность, обиду, агрессию, гнев, зависть и т.д.

Упражнение «Свет мой зеркальце…»

Уч-ся предложите поработать с зеркалом: «Свет мой, зеркальце, скажи–Я ль на свете всех…»

Упражнение «Сердце»

Предложите уч-ся нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие от чего болит сердце.

Упражнение «Дневник»

Учите уч-ся записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые записанные переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение «Фильм о моей жизни»

Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причем, уч-ся изображается главным героем фильма. В фильме должны быть кульминация, завязка, развязка (развязка должна быть со счастливым  концом)

Упражнение «Письмо»

Предложите уч-ся написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым у уч-ся не складываются отношения или которого он боится. В этом письме уч-ся может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией. В конце можно предложить письмо порвать или сжечь.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидального поведения у подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию принципов гуманизации в воспитании и образовании.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.